Разброд и шатания
20 копеек – 40 groszy. История одного номинала.
В российской монетной чеканке XIX века особое место принадлежит серии русско-польских монет с двойным обозначением номинала. Двуязычные монеты, как и двойное обозначение номинала, вообще не были характерны для денежного обращения Российской Империи – за всю историю это был единственный такой случай, поскольку все региональные монеты выпускались только на национальных языках и в национальной валюте регионов. Единственным исключением были только медные монеты для Молдавии и Валахии 1771 – 1774 годов, но они по своей сути были не региональными, а оккупационными, к тому же все надписи на них были только на русском языке. Золотая монета 1902 года достоинством в 37 рублей 50 копеек – 100 франков выходит за рамки нашего определения, поскольку чеканилась не для обращения, а в донативных целях, да и надписи на ней также были только на русском языке.
С образованием после наполеоновских войн Царства Польского в составе Российской Империи монетная система на польских землях осталась без особых изменений – её основу, как и прежде, составлял серебряный злотый, равный тридцати грошам. А вот в монетный тип добавились портреты и титулы российских царей, а также изображение герба Империи – двуглавого орла. Чеканка монет нового типа продолжалась до Варшавского мятежа 1831 года, после подавления которого было принято решение о переходе Царства Польского на общероссийскую монету, основанную на серебряном рубле.
Первым этапом этого перехода стала монета польской денежной системы с добавлением номинала в русских единицах. В 1832 – 1834 годах в обращение были введены серебряные монеты в 1 ½ рубля – 10 ZLOT, ¾ рубля – 5 ZLOT, 30 копеек – 2 ZLOTE и 15 копеек – 1 ZLOTY, а также золотые монеты достоинством 3 рубля – 20 ZLOTYCH. Параллельно им продолжалась чеканка польских биллоновых и медных монет. Чеканка польских серебряных монет злотовых номиналов закончилась в 1834 году.
С 1842 года был начат второй этап перехода Царства Польского на русскую монету. Чеканка номиналов польской денежной системы была прекращена, а взамен началась чеканка двуязычных же монет, но уже с привязкой номиналов к русской монетной системе. Ещё в январе 1841 года Статским советником Якобом Рейхелем и медальером Генрихом Губе были приготовлены рисунки новых монет всех номиналов, однако из-за получавшихся при переводе с российских денежных единиц в польские дробных величин было принято решение чеканить по новым рисункам только копеечно-грошевые номиналы (25 копеек – 50 groszy, 20 копеек – 40 groszy, 10 копеек – 20 groszy и 5 копеек – 10 groszy), а рубли, полтины и полуимпериалы чеканить в Варшаве общегосударственного российского типа. Все эти типы монет были впервые отчеканены на Варшавском монетном дворе в 1842 году. В дальнейшем массово чеканились двуязычные монеты только двух достоинств – 25 копеек – 50 groszy и 20 копеек – 40 groszy, поскольку чеканка двух младших номиналов была прекращена в угоду продолжению тайной[1] чеканки биллоновых 5 и 10 groszy, выпуск которых был почти вдвое выгоднее для казны, поскольку серебряные 5 копеек того времени содержали 20,25 доли чистого серебра, а равные им 10 groszy – всего 12,8 доли.
Таким образом фактически в обращение пошли только два двуязычных номинала нового формата, чеканка которых продолжалась до 1850 года. Далее Варшавский монетный двор (официально) чеканил только серебряную и медную монету общегосударственного типа. Польская денежная система прекратила своё существование.
Если внешний вид русско-польских монет первого типа (польской монетной системы) за всё время выпуска оставался практически неизменным, то дизайн монет второго выпуска претерпел значительные коллизии. Причём в то время как варшавские полуполтинники заметно видоизменились только один раз – в 1848 году, когда аналогично монетам общегосударственного чекана были изменены с «курсивного» на «прямой» шрифты в обозначении номинала, то двугривенные меняли лицо несколько раз, причём весьма даже причудливо.
Рисунки русско-польских монет были получены с общегосударственных монет того же достоинства путём замены русского номинала на двуязычный. При этом в целях его размещения пришлось отказаться от изображения короны на реверсе, а обозначение монетного двора перенести на аверс. В таком виде варшавские двугривенные чеканились в 1842 и 1843 годах [тип 1]. В 1844 году по неизвестным сегодня причинам было изменёно изображение герба – за прототип был принят рисунок орла с распущенным хвостом[2], впервые появившийся в 1842 году на редкой разновидности рубля, а в 1843 – 1847 годах массово чеканившийся на большинстве варшавских рублей и полтин [тип 2]. По-видимому, это изменение кому-то показалось не очень удачным, и в 1845 году на монеты вернулся прежний дизайн. Однако и этот возврат был недолговечным – уникальная монета 1846 года, известная сегодня только по фототипии из каталога Великого князя Георгия Михайловича[3], имеет дизайн, сходный с монетами 1844 года, но несколько отличается от них рисунком короны [тип 3]. Двугривенные варшавского типа с датой «1847» в настоящее время неизвестны, а в 1848 году дизайн был снова радикально изменён – цифры номинала стали заметно уже, а венок почти сомкнулся вверху. Орёл на аверсе был сохранён аналогичным 1846 году, но с изменённой широкой короной усложнённого рисунка [тип 4]. В 1849 году мы снова имеем пропуск в чеканке двуязычных монет, а начало чеканки 1850 года преподносит нам очередной сюрприз: если на реверсе по сравнению с 1848 годом изменилась только дата, то на аверсе от него осталась лишь корона – а вот орёл снова поменялся – вернулась версия 1842 года, но в более аккуратно причёсанном исполнении [тип 5]. В том же году было решено усложнить и облагородить дизайн реверса – усложнился рисунок венка, бант стал двойным, а цифры даты резко уменьшились с размере [тип 6]. В первой версии нового дизайна по сторонам банта в венке ягод не было, что создавало видимость «разрыва» в венке – особенно сильно это заметно не на фото, а если смотреть монету «живьём» – когда я впервые взял такую монету в руки, то явственно увидел «дырку» в картинке. Вероятнее всего именно поэтому в рисунок были добавлены ягоды по сторонам банта, ещё сильнее уменьшена дата, ещё ближе сомкнулся над номиналом венок [тип 7]. Именно в этом виде отчеканена большая часть русско-польских двадцатикопеечников 1850 года. Никто не знает, как могла бы продолжиться далее эта вакханалия изменений, если бы не наступил третий, последний этап перехода денежной системы Царства Польского на общероссийскую. Чеканка двуязычных номиналов закончилась. Последний варшавский двугривенный – 1857 года – был отчеканен по общегосударственному типу. Единственным наследием от двуязычных монет было размещение обозначения монетного двора под лапами гербового орла.
Все эти «выкрутасы» с дизайном, разброд и шатания во все стороны сделали этот номинал самым интересным и любимым мной во всей серии русско-польских монет с двойным обозначением номинала.
Ярослав Адрианов.
12 ноября 2015 года. Пермь.
[1] Фактически тайная чеканка биллоновых монет с датой «1840» продолжалась до закрытия Варшавского монетного двора в 1865 году.
[2] Обычно этот тип орла называют «хвост веером».
[3] В то время монета находилась в коллекции графов Толстых. Сегодняшняя «прописка» этого экземпляра мне, к сожалению, не известна.