После отречения Николая II от престола в марте 1917 года руководство страной взяло на себя Временное правительство, выпустившее свои деньги. В народе они получили названия "думки", "керенки" и "пятаковки". Последние с датой "1918" вышли в обращение только в 1919 году. Деньги Временного правительства ходили наравне с царскими рублями вплоть до 1923 года, когда окончательно обесценились.
"Думки" и "керенки"
Летом 1917 года начался выпуск новых купюр номиналом 20, 40 и 250 рублей, которые в народе получили название "керенки" (по фамилии последнего председателя Временного правительства А. Ф. Керенского). Имели хождение на территории бывшей Российской империи: в РСФСР, Белоруссии, Закавказье, Сибири, на Украине, Дальнем Востоке, КВЖД с 1917 года до конца Гражданской войны. Керенки номиналом 20 и 40 рублей не имели ни номеров, ни подписей. Они выпускались по 1921 год. К январю 1921 года керенок номиналами 20 и 40 рублей было выпущено на сумму 21764,5 млн рублей. Купюры номиналом 250 рублей выполнялись более качественно, имели номера и подписи.
Мелкие керенки (маленькие квадратные денежные знаки достоинством 20 и 40 рублей) поставлялись в больших неразрезанных листах без перфорации, от которых их отрезали ножницами или отрывали во время выдачи зарплаты, — потому редко можно встретить керенки с ровными краями. По мере развития гиперинфляции керенки перестали даже разрезать, поскольку это потеряло смысл — так и расплачивались листами. Печатались они зачастую в неспециализированных типографиях работниками без должной квалификации, разными красками, нередко на неподходящей бумаге, иногда даже односторонними: на обороте различных этикеток товаров и продуктов. Потому в отношении 20- и 40-рублёвых керенок понятие «подделка» теряет всякий смысл — их печатали все желающие, у кого был доступ к типографии. Как следствие, они не вызывали к себе доверия населения.
Кроме керенок, в 1917-1919 годах выпускались "думки" - тысячерублёвые банкноты с изображением здания Государственной Думы России (Таврического дворца в Санкт-Петербурге). В отличие от керенок, думки делались очень качественно и собственноручно подписывались кассиром.
Отличить советский выпуск от выпуска Временного правительства можно по сериям: