Первые годы советской власти были отмечены расстройством системы денежного обращения и большими темпами роста инфляции. В сфере обращения находились царские кредитные билеты, думские деньги, «керенки», ценные бумаги и «совзнаки», не пользовавшиеся доверием населения. Первая деноминация 1922 г. (обмен был произведён в отношении 1:10 000) упорядочила денежную систему, но не смогла остановить инфляцию. На XI съезде РКП(б) было принято решение о создании устойчивой советской валюты, в резолюции съезда указывалось:
«Для данного момента необходимо, нисколько не ставя задачи немедленного возвращения к золотому обращению, твёрдо установить, что наша экономическая и финансовая политика решительно ориентируется на восстановление золотого обеспечения денег…»
(КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — 8-е изд. — М.: Политиздат, 1970. — т. 2)
Была дискуссия о том, как назвать новые деньги. Были предложения отказаться от старых наименований и ввести новые, «революционные». К примеру, работники Наркомфина предлагали называть единицу твёрдой советской валюты «федералом». Предлагались также и традиционные названия: «гривна», «целковый» и «червонец». В связи с тем, что гривнами назывались деньги, имевшие хождение на Украине при власти УНР, а «целковый» ассоциировался с серебряным рублём, было принято решение назвать новые деньги «червонцами».
В октябре того же года Государственному банку было предоставлено право на выпуск банковских билетов в золотом исчислении достоинством в 1/2, 1, 2, 5, 10, 25 и 50 червонцев. Эти деньги были полностью обеспечены государством запасами драгоценных металлов и иностранной валютой, товарами и векселями надёжных предприятий. Уже до их выпуска дореволюционный золотой рубль стал основой финансовых расчётов в РСФСР, и в 1922 году он был легализован как платёжное средство.
С ноября 1922 года началось поступление в обращение банкнот номиналом в 1, 3, 5, 10 и 25 червонцев. От купюр в 1/2, 2 и 50 червонцев было решено отказаться, хотя в 1928 г. купюра в 2 червонца вышла в обращение. На банкнотах было зафиксировано, что 1 червонец содержит 1 золотник 78,24 доли (7,74 г) чистого золота, и что «начало размена устанавливается особым правительственным актом».
Золотая десятка оценивалась на рынке в 12 500 руб. совзнаками 1922 г.; Госбанк, руководствуясь конъюнктурой, оценил один червонец в 11 400 рублей совзнаками, то есть несколько ниже цены золотого десятирублевика.
Червонец был встречен населением с доверием и рассматривался скорее не как средство обращения, а как неденежная ценная бумага. Многие рассчитывали на то, что произойдёт обмен бумажных червонцев на золото, хотя никакого правительственного акта о свободном размене червонцев на золото так и не вышло. Тем не менее, население меняло бумажные червонцы на царские золотые монеты и наоборот, иногда даже с небольшой переплатой за бумажные червонцы (ввиду удобства ликвидности и хранения). Благодаря этому курс червонца оставался стабильным, что дало прочную почву для развёртывания НЭПа.
Червонцы образца 1922 года печатались до 1924-1927 гг., формально платежную силу сохранили до денежной реформы 1947 года.
1 червонец образца 1922 года имеет две разновидности, отличающихся подписью управляющего Государственного Банка: "Шейнман" (выпуск с ноября 1922 года) и "Пятаков" (выпуск с 1925 года). Их можно также отличить по количеству подписей (первый выпуск - 6 подписей, второй выпуск - 4 подписи). Кроме регулярного выпуска, печатались также купюры с вертикальной перфорацией "ОБРАЗЕЦ" (иногда встречаются с красными диагональными надпечатками "ОБРАЗЕЦ" и "НЕПЛАТЕЖНЫЙ"), они не поступали в обращение и предназначались только для демонстрации населению (например, в банках). Сейчас такие купюры ценятся очень высоко и пользуются большим спросом у коллекционеров. Банкноты номиналом 2 и 50 червонцев существуют только с перфорацией "ОБРАЗЕЦ".
Слишком тонкая бумага, большой размер, и длительный период обращения червонцев 1922 года привели к тому, что до нашего времени дошло очень мало таких банкнот (особенно крупных номиналов), а состояние большинства из них очень низкое.
В связи с редкостью червонцев образца 1922 года, выпускается множество копий, их стоимость обычно не превышает 300 рублей. Для многих коллекционеров приобретение копий - единственный вариант собрать полную коллекцию червонцев, так как стоимость некоторых может превышать стоимость автомобиля. Ценность данных банкнот привела к увеличению числа подделок (которые начали появляться ещё в период их обращения). Некоторые подделки того времени служили средством нанесения ущерба народному хозяйству СССР, а иногда и для проведения финансовых махинаций за границей.
В течение 1923 года удельный вес червонцев в общей денежной массе вырос с 3 % до 80 %. Внутри страны действовали две валютные системы: Государственный банк каждый день объявлял новый курс червонца по отношению к рублю, что порождало спекуляцию и создавало трудности для развития торговой и хозяйственной деятельности. Червонец стал преимущественно городской валютой. На селе его покупку могли позволить себе только зажиточные крестьяне, в то время как для массы крестьян он был слишком дорог. В это же время считалось, что продавать свой товар за совзнаки невыгодно, а это приводило к росту цен на сельскохозяйственные продукты и сокращению их подвоза в город. Это послужило причиной к проведению второй деноминации (1:100) рубля.
Постепенно червонец начал проникать на иностранные рынки. С 1 апреля 1924 г. курс червонца начинает котироваться на Нью-Йоркской фондовой бирже. Весь апрель червонец стоял на уровне, превышающем его долларовый паритет. В 1924—1925 гг. неофициальные сделки с червонцем совершались в Лондоне и Берлине. В конце 1925 г. был принципиально решён вопрос о его котировке на Венской бирже. К тому времени червонец официально котировался в Милане, Риге, Риме, Константинополе, Тегеране и Шанхае. Советский червонец можно было разменять или приобрести практически во всех странах мира.