Перейти к содержимому

Просмотр новых публикаций

"Иконографический образ Георгия Победоносца" на монетах нашего государства от начала и до наших дней.

Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 43

OFFLINE   denovch

denovch

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • 207
  • Cообщений: 246
  • Joined 13-августа 16
  • ГородEindhoven

Отправлено 07 октября 2016 - 00:23

просто приняли византийскую веру со всей её атрибуцией

Проблема в том, что в каноническом житие Св.Георгия нет рассказа про битву со змеем.

  • 0

OFFLINE   Alex Art

Alex Art

    Модератор

  • Модераторы
  • 3 584
  • Cообщений: 9 372
  • Joined 22-ноября 14
  • ГородЦарское Село

Отправлено 07 октября 2016 - 10:26

Проблема в том, что в каноническом житие Св.Георгия нет рассказа про битву со змеем.

Никакой проблемы нет. Надо знать  и пользоваться первоисточниками, а не писать о каких-то "канонических" житиях.

Согласно официальным сведениям св. Георгий закончил свой земной путь в 303-304гг. К 960г Симеон Метафраст составил трехтомник «Греческой патрологии»( Патроло́гия (от греч πατήρ и греч λόγος) — учение об отцах Церкви), который лег в основу труда составленного под руководством святителя Макария митрополита Московского (ок1482-1563) – «Великие Четьи-Минеи». Этот труд включил в себя жития святых, патериков, кормчих книг, сочинений церковных писателей, грамот, актов, и др. И составил 12 томов 27 тысяч рукописных страниц. Все эти документы переводились с греческого языка на русский. В томе «Апрель» в дате «23» есть житие св. великомученика Георгия и 7 его чудес. Седьмое чудо - «Чудо Георгия о змие». Вот страница с  оглавлением из этого труда, где это чудо указано.

Оглавление макария.JPG

 

Далее при Петре 1 этот труд, был дополнен и переведен на более грамотный русский язык. Перевод был осуществлен под руководством святителя Димитрия митрополита Ростовского. Если кому интересно вот текст из этих миней переведенный с церковно-славянского на русский.

«Нельзя не упомянуть и об славном чуде убиения змея, совершенном святым великомучеником Георгиям близ отечества своего палестинского, в стране сирофиникийской, в городе Бейруте22, стоящем на берегу Средиземного моря, невдалеке от города Лидды, где и погребено было тело святого великомученика. Место совершения чуда этого показывается путешественникам по Палестине. Согласно описанию повествователей о сем чуде, оно произошло при следующих обстоятельствах.

Около упомянутого города Бейрута близ Ливанских гор находилось большое озеро, в котором жил змей - губитель, великий и страшный. Выходя из этого озера, змей тот похищал многих людей, увлекал их в озеро и там пожирал их. Много раз народ, вооружившись, выступал против него, но каждый раз змей прогонял народ, потому что, приблизившись к стенам города, наполнял воздух своим губительным дыханием, так что уже от одного этого многие заболевали и умирали. По причине этого в том городе постоянно была скорбь, печаль, вопль и плач великий. В этом городе жили люди неверные - идолопоклонники, здесь же жил и сам царь их.

Однажды жители города того, собравшись вместе, отправились к своему царю и сказали ему:

- Что нам делать, ибо вот мы погибаем от змея того?

Он же ответил им:

- Я вам сообщу то, что мне откроют боги.

Затем царь, по научению живущих в идолах бесов, губителей душ человеческих, возвестил им такое решение: если они не хотят погибать все, то пусть дают в пищу тому змею каждый день по жребию своих детей, сыновей или дочерей. При этом царь прибавил:

- Когда дойдет очередь до меня, то и я, хотя и имею одну только дочь, но и ее отдам.

Жители того города приняли этот совет царский или, лучше сказать, бесовский и давали все, как важные, так и неважные граждане, каждый день на съедение змею одного из сыновей и дочерей своих, хотя весьма сожалели и плакали о них. Отдаваемых на съедение змею ставили на берегу озера, нарядив в лучшие одежды; змей же тот, выходя из озера, похищал их и съедал.

Когда очередь обошла всех людей того города, они пришли к самому царю и сказали ему:

- Вот царь, по твоему совету и постановлению отдавали мы детей своих змею. Очередь уже обошла всех. Что же теперь ты нам повелишь делать?

Царь ответил им на это:

- Отдам и я дочь свою, хотя она у меня и единственная. Потом я вам сообщу, что нам откроют боги.

Позвав к себе свою дочь, царь велел ей украситься как можно лучше; он весьма сожалел ее и плакал об ней со всем домом своим, но никак не мог нарушить того постановления, как бы божественного, сообщенного бесами. Приготовясь отправить дочь свою на съедение змею, царь смотрел на нее с высоты своего дворца и со слезами на глазах провожал ее взором своим.

Девица, между тем, была поставлена на обычном месте, на берегу озера. Ожидая смертного часа, в который змей, вышед из озера, пожрет ее, она горько рыдала.

По промышлению Бога, хотящего спасение всех, благоизволившего спасти и город тот от погибели душевной и телесной, в это время к тому месту подъехал на коне святой великомученик Георгий, воин Царя небесного, имевший в руке копье.

Увидев девицу, стоявшую у озера и горько плакавшую, он спросил ее:

- Для чего ты здесь стоишь и об чем плачешь?

Она же ответила ему:

- Добрый юноша! Беги скорее отсюда на своем коне, чтобы не погибнуть вместе со мною.

Святой же сказал ей:

- Не бойся, девица, но скажи мне, чего ты ждешь в присутствии всего народа, смотрящего на тебя?

Девица ответила ему:

- Славный юноша! Я вижу, что ты мужественен и храбр. Но для чего ты желаешь умереть со мною? Беги скорее от этого места!

Святой же сказал ей:

- Нет, я не отъеду от этого места до тех пор, пока ты не расскажешь мне, для чего ты здесь стоишь, об чем плачешь и кого ты здесь дожидаешься.

После этого девица рассказала ему всё по порядку и про змея, и про себя.

Святой Георгий сказал ей:

- Не бойся, девица, потому что я именем Господа моего, Бога истинного, спасу тебя от змея.

Она же ответила ему:

- Доблестный воин. Зачем ты желаешь погибнуть со мною? Беги и спасай себя самого от горькой смерти. Достаточно и того, если я одна умру здесь, тем более, что и меня ты не спасешь от змея, и сам погибнешь.

В то время как девица говорила эти слова святому, вдруг из озера появился страшный змей и направился к обычной своей пище.

Увидав его, девица закричала громким голосом:

- Беги, человек, вот змей уже идет!

Святой же Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами:-"во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", - устремился на коне своем на змея, потрясая копьем и, ударив змея с силою в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змея ногами. Затем святой Георгий приказал девице, чтобы она, связав змея своим поясом, повела его в город, смиренного, как пса; народ же с удивлением взирая на змея, влекомого девицею, обратился от страха в бегство. Святой же Георгий сказал народу:

- Не бойтесь, только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от змея.

Затем святой Георгий убил змея того мечем посреди города. Жители же города того, извлекши труп змея за город, сожгли его.

После этого царь и народ, живший в городе том, уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли святое крещение: крестившихся было 25,000 человек, не считая женщин и детей. На том месте впоследствии была построена церковь, весьма обширная и красивая, во имя Пречистой Девы Марии, Дщери Царя Небесного, Бога Отца, Матери Сына Его и Невесты Духа Святого, - а также в честь святого победоносца Георгия, сохраняющего Церковь Христову и всякую душу правоверную помощью своею от невидимого поглотителя в бездне адской, а также и от греха - как от змея смертоносного, - подобно тому как он избавил упомянутую девицу от змея видимого23.

Случилось здесь также и некое новое чудо. Когда была освящена эта церковь в честь Пресвятой Богородицы и святого великомученика Георгия, тогда в знамение изливаемой здесь благодати божественной, из алтаря этой церкви истек источник воды живой, исцеляющий всякую болезнь всех с верою притекающих в славу Самого Царя славы (у Которого - источник жизни вечной), Бога в Троице, Отца и Сына и Святого Духа, хвалимого во святых Своих во веки. Аминь.»

  • 1

OFFLINE   denovch

denovch

    Продвинутый пользователь

  • Пользователи
  • 207
  • Cообщений: 246
  • Joined 13-августа 16
  • ГородEindhoven

Отправлено 07 октября 2016 - 11:15

Дело в том, что "Сказание о змее" относится к посмертным подвигам Св. Георгия, совершенное им уже после смерти. Поэтому в каноническое (греческое) житие сей подвиг не входит, а является сюжетом лишь апокрифических легенд, например в сборник "Золотая легенда".

К тому же большинство богословов трактуют сей подвиг иносказательно, как и вообще большинство христианских легенд. Под змеем одни богословы понимают язычество, а другие императора Диоклетиана (в метаморфическом образе Дьявола). Последнее часто приводит к путанице: Св.Георгия часто путают с другим святым - Дмитрием Солунским.

261.jpg

Например, в некоторых сюжетах болгарских и грузинских икон есть изображение всадника, пронзающего копьем спящего человека. Вообще говоря, это Дмитрий и император Диоклетиан, ну или какой-то царь язычников по другим версиям. И в приведенной мною иконе там все на месте: Георгий пронзает змея, а Дмитрий царя (императора), но есть ряд икон, на которых есть только один всадник и убиваемый им человек, но написано, что это Георгий. Более того, такая трактовка встречается и западной религиозной живописи-скульптуре, например на некоторых барельефах некоторых итальянских соборов.

  • 0

OFFLINE   Alex Art

Alex Art

    Модератор

  • Модераторы
  • 3 584
  • Cообщений: 9 372
  • Joined 22-ноября 14
  • ГородЦарское Село

Отправлено 07 октября 2016 - 12:05

К сожалению на полях этого форума не возможно прочитать курс лекций для первого курса семинарии... но если мазками и очень коротко.

В Христанстве существуют два вида письменных источников Священное писание и Священное предание.

 

 Священное писание - книги Ветхого и Нового Завета. Апокрифы - это тоже книги повествующие о тех же событиях, но не признаны каноническими, поэтому житие Георгия не может относиться к "апокрифическим легендам".

 

Священное предание - всё последующее письменное наследие и толкование, для правильного понимания Священного писания.

 

Канонические книги (канон - греч. закон) - книги определяющие устройство церкви и соблюдения в ней законности. В их состав входят Апостольские правила, Постановления Вселенских соборов и некоторых поместных, а также учение Отцов Церкви.

 

Жития святых не входят в канонические книги, а входят в состав книг Священного предания под названием "Минеи". В связи с этим житие Георгия не может быть ни апокрифическим, ни каноническим.

Как уже писал, житие св Георгия уже существовало к 960г на греческом языке и в его состав входило как само жизнеописание, так и его 7 посмертных чудес, седьмое из которых о Змие. 

А " Золотая легенда" это средневековый памятник европейской письменности датируемый серединой 13 века.

Как то так. 

  • 2

Каталог монет России для оценки

Национальный электронный нумизматический архив
Центр исследования культурных ценностей