Здравствуйте. Прошу поспособствовать атрибуции и оценке киотной иконы. Вынуть икону из киота для осмотра и фотографий с обратной стороны по хорошему не получилось, а по плохому не стал. Размеры киота 41 см в ширину, 53 см в высоту и 9 см в глубину. Икона выполнена из серебра. Никаких клейм на лицевой стороне не нашёл. Наиболее вероятна 84 (875) проба. Способ установки иконы: навешивание на крючок в стене.
Отправлено 26 июня 2019 - 08:44
Хорошо бы фото без вспышки при дневном свете...
Попробую организовать. А касательно атрибуции не подскажете? Смею предположить, что это вторая половина 19 века. Сюжет и так понятен. Держатель свечи выглядит тоже дореволюционным, но на киоте его изначально не было, т.к. чтобы открыть киот, держатель свечи нужно снять. Кстати, держатель свечи прикручен обычными советскими шурупами и старых дырок от шурупов в том месте хватает, т.е. периодически откручивали-прикручивали. На просторах интернета видел упоминание, что похожие киотные иконы (богоматерь с младенцем) были частью венчальной пары, но думаю и как отдельные самостоятельные иконы они тоже применялись. На этом это всё, что могу сам рассказать о ней.
Отправлено 26 июня 2019 - 20:23
По атрибуции пока затрудняюсь. Знаний не хватает, если честно. Атрибуция и датировка икон очень не проста, много нюансов и тонкостей. . На мой взгляд икона северного письма, видел в похожем стиле и времён Михаила Фёдоровича, потому пока воздержусь. Сюжет Богоматерь Казанская. Используется отдельно, никакой связи с венчальной парой. Венчальная пара это всего лишь две иконы для молодых. Жениху и невесте "мужскую" и "женскую" грубо говоря. Но что какие то иконы именно для молодых такого нет.
По светцу да, соглашусь, что позднее сделан, и он времён РИ. Просто хозяин иконы приспособил, похоже. Может сразу, может и позже.
Отправлено 26 июня 2019 - 21:17
Спасибо. Это уже больше, чем знал до этого. Значит есть вероятность, что сама икона даже старше РИ, т.е. из допетровской эпохи? Никогда бы не подумал.
Отправлено 26 июня 2019 - 22:59
Спасибо. Это уже больше, чем знал до этого. Значит есть вероятность, что сама икона даже старше РИ, т.е. из допетровской эпохи? Никогда бы не подумал.
Есть, но я бы пока воздержался от преждевременных выводов. Подожду фото.
Отправлено 27 июня 2019 - 07:10
Всем доброго дня. Надо аккуратно снять оклад и посмотреть, что под ним. Может оказаться, что это "краснушка", т.е. прорисовано только то, что видно. Надо посмотреть обратную сторону, какие шпонки, в разное время делались разные. В свое время интересовался иконами, но уже лет 15 как отошел от темы.
Отправлено 27 июня 2019 - 08:20
Всем доброго дня. Надо аккуратно снять оклад и посмотреть, что под ним. Может оказаться, что это "краснушка", т.е. прорисовано только то, что видно. Надо посмотреть обратную сторону, какие шпонки, в разное время делались разные. В свое время интересовался иконами, но уже лет 15 как отошел от темы.
Для этого нужно разобрать киот, т.е. извлечь прижимную рамку (а может это оклад, не моя тема), ту, что покрашена как бы серебрянкой и состоящую из четырёх фрагментов (стыки видны по трещинам). А она слишком плотно сидит, подковыривать твёрдым не буду. Задняя часть киота целиковая. Так что если и есть методика разборки киота без его повреждения, то для этого нужно специально обученного человека, реставратора икон. А под "прорисовано" вы имеете ввиду собственно изображения святых? Буду фотографировать, обращу внимание, что они из себя представляют (доска, полотно, металл).
Отправлено 27 июня 2019 - 10:03
вставка покрашенная серебрянкой (как правило бабушки сами подкрашивали позже) конечно вставлена в натяг, но она не приклеивалась и никак не крепилась... по идее можно вынуть без особых повреждений
Отправлено 27 июня 2019 - 11:55
... Может оказаться, что это "краснушка", т.е. прорисовано только то, что видно...
Вообще краснушка это немного другое. Деревенская живопись охрой. На фото из сети подокладная живопись. Хотя и её по другой версии называют краснушкой. В любом случае нужны фото хорошие и фото без оклада.
P.S. Обычно краснушки и подокладную в серебряные оклады не оправляли. Максимум посеребрённые. Грубо говоря, кухарку бриллиантами нет смысла обвешивать, достаточно ниточки стеклянных бус.
Отправлено 27 июня 2019 - 13:26
Вообще краснушка это немного другое. Деревенская живопись охрой. На фото из сети подокладная живопись. Хотя и её по другой версии называют краснушкой. В любом случае нужны фото хорошие и фото без оклада.
P.S. Обычно краснушки и подокладную в серебряные оклады не оправляли. Максимум посеребрённые. Грубо говоря, кухарку бриллиантами нет смысла обвешивать, достаточно ниточки стеклянных бус.
Боюсь серебряный оклад от посеребрённого не отличу. Визуально серебро с патиной. Потёртостям взяться неоткуда, действия агрессивной среды тоже не было, обратную сторону не видно, в воде не взвесить.
Отправлено 27 июня 2019 - 13:30
Есть, но я бы пока воздержался от преждевременных выводов. Подожду фото.
Форум фотографии заметно уменьшает в размерах (в пикселях). Пока в ожидании новых фотографий, могу любые из тех, что есть, выслать на почту в полноценном размере, только укажите какие именно.
Отправлено 27 июня 2019 - 14:11
Форум фотографии заметно уменьшает в размерах (в пикселях). Пока в ожидании новых фотографий, могу любые из тех, что есть, выслать на почту в полноценном размере, только укажите какие именно.
На серебряных окладах всегда ставили клеймо на лицевой стороне, если покупалась официально через купцов, надо поискать...
Отправлено 27 июня 2019 - 14:19
Сообщение отредактировал Koschey: 27 июня 2019 - 14:19
На серебряных окладах всегда ставили клеймо на лицевой стороне, если покупалась официально через купцов, надо поискать...
Вроде бы клейма появились только в 19 веке. А если вдруг икона старше, то как? Или оклады клеймили и гораздо гораздо раньше?