Сообщение отредактировал Jaroslaff: 10 мая 2018 - 11:29
Собираю любую информацию об анонимных трактирных марках для создания каталога.
Анонимные трактирные марки, как предмет коллекционирования
Анонимные трактирные марки часто сопутствуют нумизматическим коллекциям нашего времени. Правда, почти всегда они занимают место на задворках, уступая почётные места самим монетам, а также платёжным именным жетонам гостиниц, трактиров и других заведений, где они использовались. И это понятно – много интереснее иметь в коллекции предмет чётко атрибутированный, чем анонимный, неизвестно где, кем, когда и для чего выпущенный. Другой, не менее важной, причиной невысокого к ним интереса, является практически полное отсутствие справочной литературы, не говоря уже о полноценных каталогах, в силу чего необходимость составления такого каталога буквально висит в воздухе.
Надо сказать, что литературы по трактирным и другим платёжным жетонам очень мало, выпущена она много лет назад и давно бы потеряла актуальность ввиду своей неполноты, если бы были другие, более содержательные, источники. В наиболее известном и полном каталоге металлических частных бон А. В. Тункеля[1], анонимным маркам отведено всего восемь страниц, причём информация представлена крайне сжато, а количество изображений значительно ниже даже минимально необходимого. Неудивительно, что этот каталог не охватывает всего разнообразия уже известных марок не только по разновидностям, но даже по типам, и коллекционеры часто вынуждены вести поиск почти вслепую, собирая информацию по крупицам в Интернете и аукционных каталогах, а также друг у друга. Попытка целенаправленно собрать информацию не встретила особого энтузиазма на форумах, где были опубликованы призывы, и более того, вызвала возражения, которые можно выразить краткой цитатой: «Их тысячи, если не десятки тысяч. Разновидностей даже в одном типе море. Работа титаническая, но есть ли смысл?...». Однако, дорогу осилит идущий.
Сначала надо немного рассказать о самих марках и об их применении, поскольку каждый коллекционер, прежде, чем положить что-то в своё собрание, хочет понимать, ЧТО это такое, ЗАЧЕМ оно было нужно, и ПОЧЕМУ оно именно такое, какое было. К сожалению, сведения о трактирных марках в литературе отрывочны и крайне скудны. Только упоминание об их использовании в книге известного репортёра и писателя Владимира Алексеевича Гиляровского[2] позволяет понять суть этого явления. Описывая трактирный уклад, он на примере ставшего тогда притчей во языцех Петра Кириллыча из Охотного ряда, весьма живописно показал, как половые[3] объегоривают посетителей, особенно – подвыпивших, по количеству и стоимости заказанных ими кушаний и напитков. Введение марок, игравших роль кассовых чеков при расчёте с кухней и буфетом, значительно снизило возможность таких злоупотреблений, после чего некоторые особо ушлые половые, в том числе и упомянутый Пётр Кириллыч, оставили эту службу. Металлические марки были очень удобны для таких расчётов, поскольку были дёшевы[4] и долговечны. Однако, приходилось иметь в виду, что недобросовестные половые могли приобрести марки непосредственно у изготовителя для использования по номиналу. Поэтому многие рестораны и трактиры заказывали именные марки с названием своего заведения или фамилией владельца, купить которые посторонний просто не мог. Другие, с целью идентификации, просто надчеканивали[5] купленные марки, что тоже затрудняло мошенничество, хотя и в меньшей степени. Этим же опасением продиктовано огромное разнообразие марок, выпускавшихся даже одной фабрикой, что затрудняло мошеннику подобрать именно те, которые использовались в его заведении. Иногда, видимо, с той же целью, марки заказывались в белом металле или в меди, в отличие от подавляющего большинства, чеканившихся в латуни. В некоторых случаях марки изготавливались кустарно или полукустарно – на готовых заготовках.
Чаще всего трактирные марки имеют номиналы, соответствующие находящимся в обращении монетам, но встречаются и не совсем обычные, такие, например, как 7 копеек, 12 копеек, 40 копеек, а то и вовсе экзотичные – 19 копеек или 23 копейки. По-видимому, это объясняется сопоставлением номиналов со стоимостью наиболее популярных кушаний и напитков, хотя, возможно, могут быть и иные, пока неведомые, причины. Также известно несколько типов марок с номиналами, выраженными в рублях серебром[6], что не укладывается в существующие представления либо о времени появления этих марок, обычно определяемом последней третью XIX века, либо о продолжении в эти года денежного счёта «на серебро» и на аннулированные в 1849 году ассигнации. Этот вопрос ещё ждёт своего решения.
Теперь – о будущем каталоге. Надо понимать, что основой любого каталога является не столько описание конкретных предметов коллекционирования, сколько систематизация, позволяющая не только точно определить уже известные марки, но и задать направление поиска тех, которые по тем, или иными причинам, пока не попали в поле зрения автора. В настоящее время такая систематизация уже создана[7], и на её основе готовится первое издание каталога, которое будет дополняться по мере поступления новой информации.
В заключение статьи проиллюстрированы некоторые анонимные трактирные марки из коллекции автора.
Ярослав Адрианов.
19 марта 2018 года.
Пермь.
Автор будет благодарен за фотографии и любую иную информацию о трактирных марках
[1] Донецк, 1992 г.
[2] В. А. Гиляровский. Москва и москвичи. Библиотека «Огонёк», 1968, т. 4 стр. 171, 172 и 336.
[3] Официанты.
[4] Стоимость изготовления марок в настоящее время неизвестна, но её можно приблизительно рассчитать, зная, что стоимость подобных им по размерам и материалу жетонов фабрики Д. Л. Кучкина продавались в конце XIX века по 3 копейки за десяток, а номиналы анонимных марок известны автору от 1 копейки до 15 рублей .
[5] В настоящее время автору известно около сотни различных надчеканок на анонимных трактирных марках.
[6] Существует несколько вариантов марок достоинством в 1 рубль серебром и в 3 рубля серебром.
[7] В качестве первоосновы взята систематизация, использованная в упомянутой работе А. В. Тункеля, которая расширена, углублена и переработана автором.